Авторские права в GameDev: разбираемся с кодом, лицензиями и инвесторами
Узнайте, какие законы регулируют разработку игр, как правильно работать с лицензиями и защищать свои права на код.RuStore
Магазин приложений для Android

Содержание
- Введение
- Какие законы регулируют разработку игр?
- Лицензии на код: разбираемся в типах и рисках
- Чужие ассеты в игре: как использовать безопасно и избежать проблем?
- Совместная разработка: как оформить отношения с коллегами?
- Как обезопасить себя, если используешь чужие ассеты
- Что такое исключительное право и как оно работает?
- Главное, что нужно запомнить
- Заключение
- Часто задаваемые вопросы
- Похожие статьи
Введение
В 11 выпуске подкаста «+100 монет» ведущий Олег Афанасьев, директор по продукту RuStore и Павел Мищенко, сооснователь юридической компании Runetlex, обсуждают юридические риски, с которыми могут столкнуться инди-разработчики.
Как защитить свой код? Что можно копировать, не опасаясь судебного иска? Как правильно заключать договоры с инвесторами и коллегами? Этот выпуск – must-listen для всех, кто хочет создавать игры и не бояться юридических проблем.
Какие законы регулируют разработку игр?
Приступая к разработке игры, необходимо учитывать правовые аспекты процесса, поскольку игровая индустрия, как и любая другая сфера, связанная с созданием интеллектуальной собственности, регулируется законодательством. В Российской Федерации основным нормативно-правовым актом, регламентирующим отношения в сфере разработки игр и, в частности, вопросы авторских прав, является четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Ключевым аспектом, который следует учитывать разработчикам, является то, что программный код, составляющий основу игры (ее движок, скрипты, алгоритмы взаимодействия и т.д.), приравнивается к литературному произведению и, следовательно, охраняется нормами авторского права.
Это означает, что на исходный код игры, а также на другие элементы, например, сценарий (если он оригинален), распространяются те же правовые принципы и механизмы защиты, что и на иные объекты авторского права, например, литературные, музыкальные, аудиовизуальные и другие произведения. В частности, разработчик, как автор кода, обладает личными неимущественными правами (право авторства, право на имя) и исключительным правом на использование произведения.
Давайте разберем три главных пункта, которые должен знать каждый инди-разработчик.
Авторское право возникает с момента создания произведения
На начальном этапе, зачастую, в процедуре патентования нет необходимости. Вам не нужно бежать в Роспатент и регистрировать каждую строчку кода, чтобы считаться автором. Авторское право возникает автоматически, с момента написания кода.
Добровольная регистрация в Роспатенте все-таки может быть полезна. Представьте ситуацию: кто-то скопировал ваш код и выдает его за свой. Как доказать, что вы были первым? Вот тут-то и пригодится свидетельство о регистрации в Роспатенте. Это весомый аргумент в любом споре.
Как происходит регистрация? Вы предоставляете часть кода (так называемые «сэмплы»). Важно: Роспатент не проверяет ваш код на работоспособность! Их задача – зафиксировать, что на определенную дату у вас был этот код.
Git-репозитории: ваш надежный друг и помощник (и бесплатная альтернатива Роспатенту)
Для тех, кто не хочет тратиться на регистрацию в Роспатенте, есть отличная альтернатива —Git-репозитории. GitHub, GitLab, Bitbucket, а также российские аналоги — все они прекрасно подходят для хранения вашего кода и, что важно, фиксации даты его создания.
Каждый коммит в Git-репозитории имеет временную метку. Это и есть ваше доказательство первенства. Главное — убедитесь, что репозиторий, который вы используете, достаточно надежен и что в случае спора вы сможете объективно подтвердить дату загрузки кода.
Реестр отечественного ПО: «плюшки» и подводные камни
Если вы планируете работать с государственными учреждениями или хотите получить определенные льготы (например, налоговые), стоит задуматься о внесении вашей программы в Реестр отечественного программного обеспечения (ПО).
В таком случае будьте готовы к тому, что ваш код проверят «под микроскопом». Особое внимание уделяется лицензионной чистоте используемых библиотек. Если у вас есть библиотеки с лицензиями, которые запрещают коммерческое использование или требуют раскрытия исходного кода проекта, то в реестр вас, скорее всего, не пустят. Поэтому внимательно читайте лицензии.
Лицензии на код: разбираемся в типах и рисках
Современная разработка программного обеспечения, в частности, геймдев индустрия, практически немыслима без использования сторонних библиотек. Они значительно упрощают выполнение определенных задач (например, работа с графикой, звуком, сетью, физикой) и позволяют разработчикам не изобретать велосипед, а сосредоточиться на создании уникальных особенностей своей игры. Однако, использование чужого кода, даже если он находится в открытом доступе, всегда сопряжено с необходимостью соблюдения лицензионных соглашений.
Лицензия — это, по сути, договор, который определяет, как вы можете использовать чужой код. Игнорирование условий лицензии может привести к серьезным юридическим последствиям. Лицензий существует огромное множество, и разобраться в них бывает непросто. Условно их можно разделить на несколько больших групп:
Разрешительные (Permissive) лицензии. Эти лицензии предоставляют максимальную свободу действий. Самый известный пример – лицензия MIT. Она позволяет делать с кодом практически все что угодно: использовать в коммерческих проектах, изменять, распространять, не раскрывая при этом исходный код своего проекта. Единственное требование — сохранить в коде упоминание об авторе и текст самой лицензии MIT. Другие примеры разрешительных лицензий: Apache 2.0, BSD.
Ограничительные (Copyleft/Reciprocal) лицензии. Эти лицензии, напротив, накладывают определенные ограничения. Самый яркий пример — лицензия GNU GPL (General Public License). Если вы используете в своем проекте код под лицензией GPL, вы обязаны сделать исходный код всего своего проекта открытым и распространять его под той же лицензией GPL. Это так называемый «вирусный» эффект GPL: она «заражает» своим требованием открытости весь код, с которым взаимодействует. Существуют и менее строгие варианты ограничительных лицензий, например, LGPL (Lesser General Public License), которая позволяет использовать библиотеку в закрытом проекте, если вы не изменяете саму библиотеку.
Другие лицензии. Существует множество других типов лицензий, со своими особенностями и ограничениями. Например, лицензии, запрещающие коммерческое использование, лицензии, требующие указания изменений, внесенных в код, и т.д. Важно внимательно читать полный текст лицензии каждой используемой библиотеки.
Какие риски возникают при несоблюдении лицензионных соглашений?
Проблемы с регистрацией в реестре отечественного ПО. Как уже упоминалось ранее, для включения в реестр требуется «лицензионная чистота».
Судебные иски. Хотя в России практика судебных разбирательств по поводу нарушения лицензий на код пока не очень распространена, риск существует. Правообладатель библиотеки может подать в суд и потребовать компенсацию за незаконное использование его интеллектуальной собственности. Суммы компенсаций могут быть значительными.
Репутационные потери. Нарушение лицензионных соглашений может негативно сказаться на вашей репутации как разработчика.
Рекомендации
- Всегда читайте лицензии! Не полагайтесь на краткие описания, читайте полный текст лицензии каждой используемой библиотеки.
- Используйте инструменты для анализа зависимостей Существуют специальные программы и онлайн-сервисы, которые помогают анализировать зависимости вашего проекта и проверять лицензии используемых библиотек (например, FOSSA, Snyk, WhiteSource).
- Ведите реестр используемых библиотек. Создайте документ, в котором будете указывать названия всех используемых библиотек, версии, ссылки на исходный код и, самое главное, тексты лицензий.
- В договорах с заказчиками указывайте пункт о «лицензионной чистоте». Это обезопасит вас от претензий со стороны заказчика в случае, если в коде обнаружатся нарушения лицензионных соглашений. Пример формулировки: «Разработчик гарантирует, что при создании Программного обеспечения использовались только лицензионно чистые компоненты (библиотеки, фреймворки и т.д.), использование которых не нарушает права третьих лиц и не противоречит действующему законодательству».
Российский аналог открытых лицензий: перспективы
В настоящее время ведется обсуждение возможности создания российских аналогов открытых лицензий, которые были бы адаптированы к российскому законодательству и написаны более понятным языком. Это могло бы упростить использование открытого кода российскими разработчиками и снизить юридические риски. Также обсуждается создание открытых репозиториев российского кода.
Использование стороннего кода – это удобно и эффективно, но требует внимательности и ответственности. Соблюдая лицензионные соглашения, можно избежать многих проблем!
Когда разработчику пора идти к юристу? Определяем критическую точку
Один из самых частых вопросов, которые задают начинающие (и не только) разработчики: «Когда мне нужен юрист?». Некоторые считают, что юристы нужны только большим компаниям, а инди-разработчики могут обойтись своими силами. Это заблуждение. Но и бежать к юристу сразу, как только написали первую строчку кода, тоже не стоит. Где же золотая середина?
Павел Мищенко предлагает довольно неожиданный, но логичный подход: если вы делаете проект для себя, в стол, для портфолио и не планируете на нем зарабатывать, то на начальном этапе юридическая помощь скорее всего не нужна. Риски минимальны: вы никому не передаете права, не получаете деньги, не заключаете договоры.
Но cитуация кардинально меняется, как только появляются деньги. Любые. Даже небольшие. Даже донаты.
Ключевые моменты, когда стоит задуматься о юридической защите:
Начало монетизации
Донаты. Даже если вы просто разместили кнопку «Поддержать проект» на своем сайте или в игре, то это уже получение дохода. С этого момента государство в лице налоговой службы начинает интересоваться, а платите ли вы налоги с этих поступлений.
Платные подписки/внутриигровые покупки. Здесь уже речь идет о полноценной коммерческой деятельности, требующей оформления.
Продажа лицензий. Если вы продаете лицензии на использование своей игры, например, другим разработчикам, это тоже доход, требующий юридического оформления.
Привлечение инвестиций
Если для своего проекта вы нашли инвестора,, то он чаще всего сам потребует от вас юридически правильно оформить права на интеллектуальную собственность. Инвестору важно понимать, что он вкладывает деньги в защищенный актив, а не в «кота в мешке».
Работа в команде
Соавторский договор. Если вы пишете код вместе с кем-то (даже с другом!), обязательно заключите соавторский договор. В нем нужно четко прописать:
- Кому принадлежат права на код и в каких долях.
- Как вы будете распределять доходы от проекта.
- Как вы будете принимать решения, касающиеся развития проекта.
- Что будет, если кто-то из соавторов захочет выйти из проекта.
Это поможет избежать конфликтов и недопонимания в будущем.
Договор подряда (гражданско-правовой договор, ГПХ). Если один разработчик заказывает код (или другие элементы игры – дизайн, музыку, сценарий) у другого, нужно заключить договор подряда. В нем можно предусмотреть, что права на созданный результат интеллектуальной деятельности будут принадлежать обоим разработчикам (или только заказчику – как договоритесь).
Трудовые отношения. Если вы оформляете разработчиков в штат (по Трудовому кодексу РФ), то ситуация немного сложнее. По умолчанию, исключительное право на служебное произведение (то есть на код, созданный сотрудником в рамках его трудовых обязанностей) принадлежит работодателю. Чтобы все работало правильно, нужно оформить комплект документов:
- Трудовой договор (с указанием на создание служебных произведений).
- Должностная инструкция.
- Задание на создание служебного произведения (желательно).
- Акт приема-передачи служебного произведения (желательно).
Это позволит избежать споров о том, кому принадлежит код, созданный вашими сотрудниками.
Защита конфиденциальной информации: NDA и режим коммерческой тайны:
Если у вас есть информация, которую не хотите разглашать (код, методы разработки, маркетинговые планы, данные пользователей), нужно принять меры для ее защиты.
NDA (Non-Disclosure Agreement, соглашение о неразглашении):
- Заключается с фрилансерами, самозанятыми, подрядчиками, инвесторами, потенциальными партнерами — со всеми, кто получает доступ к вашей конфиденциальной информации.
- В NDA четко прописывается, какая информация является конфиденциальной, как ее можно использовать и какие санкции предусмотрены за ее разглашение.
- NDA остается в силе в течение срока, указанного в документе.
- Важно понимать, что NDA — это скорее превентивная мера. Доказать факт разглашения конфиденциальной информации и взыскать убытки очень сложно.
Режим коммерческой тайны:
- Вводится для защиты конфиденциальной информации внутри компании (для штатных сотрудников).
- Это более сложная процедура, чем подписание NDA. Она требует издания приказа о введении режима коммерческой тайны, разработки положения о коммерческой тайне, ознакомления сотрудников с этим положением под роспись и т.д.
Чужие ассеты в игре: как использовать безопасно и избежать проблем?
Создавая игру, вы неизбежно сталкиваетесь с необходимостью использовать различные ресурсы: графику (фоны, персонажи, текстуры), музыку, звуковые эффекты, шрифты и т.д. Далеко не всегда есть возможность (и необходимость) создавать все эти элементы с нуля. Использование чужих ассетов — распространенная практика, но она требует крайней осторожности. Необдуманное использование чужой интеллектуальной собственности может привести к серьезным юридическим проблемам, вплоть до многомиллионных исков.
Разберем основные виды ассетов и связанные с ними риски.
Фотографии и изображения
Это, пожалуй, наиболее уязвимое место с точки зрения рисков. В 2000-х годах к использованию изображений, найденных в сети, относились гораздо проще. Многие считали, что если картинка лежит в открытом доступе, значит, ее можно использовать.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. Фотографы и фотобанки (а также компании, специализирующиеся на выкупе прав и предъявлении претензий) активно отслеживают нарушения авторских прав и предъявляют иски. Размеры компенсаций, предусмотренных законом, впечатляют: от 10 000 до 5 000 000 рублей за каждый факт незаконного использования. Иными словами штраф выставляется за каждую фотографию, размещенную игре без разрешения правообладателя.
Что делать?
- Использовать только лицензионно чистые изображения:
- Изображения, созданные вами самостоятельно.
- Изображения, приобретенные на стоках (Shutterstock, Adobe Stock и т.д.) с подходящей лицензией (внимательно читайте условия!).
- Изображения, распространяемые под лицензиями Creative Commons (CC), разрешающими использование в коммерческих целях (например, CC BY). Внимательно читайте условия каждой лицензии CC!
- Изображения, находящиеся в общественном достоянии (Public Domain).
- Никогда не используйте изображения, найденные в Google Images или на других сайтах, без проверки лицензии! Даже если на сайте написано «бесплатно», это не означает, что изображение можно использовать в коммерческих целях.
- Если изображение выложено в сеть без ведома автора, то его использовать все равно нельзя.
Музыка и звуковые эффекты
Здесь ситуация аналогична фотографиям. Использовать музыку и звуки, найденные «где-то в интернете», крайне рискованно.
Что делать?
- Использовать только лицензионно чистую музыку и звуки:
- Музыка и звуки, созданные вами самостоятельно.
- Музыка и звуки, приобретенные на специализированных стоках (AudioJungle, Epidemic Sound и т.д.) с подходящей лицензией. Обратите внимание: лицензии на музыку часто имеют ограничения по способам использования (например, только для онлайн-использования, только для некоммерческих проектов, только для определенного количества показов/прослушиваний).
- Музыка и звуки, распространяемые под лицензиями Creative Commons, разрешающими коммерческое использование.
- Внимательно читайте лицензии музыкальных сервисов (SoundCloud, YouTube Audio Library и т.д.). Даже если музыка распространяется «бесплатно», в лицензии могут быть ограничения, о которых вы не подозреваете. Например, может потребоваться указание автора в титрах игры.
- Помните, что если ваша игра станет популярной, правообладатели музыки обязательно заметят ее использование и могут предъявить претензии.
ИИ-генерация (изображения, музыка, тексты)
Использование контента, сгенерированного искусственным интеллектом (ИИ), —это пока относительно серая зона с точки зрения авторского права.
В Российском законодательстве автором может быть признано только физическое лицо . Поэтому формально, сгенерированные ИИ изображения, музыка и тексты не имеют автора и, следовательно, не охраняются авторским правом.
Однако, ситуация неоднозначная и может измениться в будущем. Во-первых, компании, разрабатывающие ИИ-модели, могут пытаться закрепить за собой права на сгенерированный контент (например, через пользовательские соглашения).
Во-вторых, судебная практика по этому вопросу только формируется, и не исключены прецеденты, когда права на ИИ-контент будут признаны за кем-то (например, за пользователем, который ввел запрос, или за компанией-разработчиком ИИ).
Что делать?
- Следить за изменениями в законодательстве и судебной практике.
- По возможности, использовать ИИ-модели, пользовательские соглашения которых явно разрешают коммерческое использование сгенерированного контента.
- Быть готовым к тому, что в будущем могут возникнуть претензии, связанные с использованием ИИ-контента.
- Учтите принцип «презумпции виновности» в авторском праве. Если вы не уверены, что можете использовать чужой контент легально, — не используйте его. Лучше потратить время и деньги на создание собственных ассетов или приобретение лицензий, чем потом столкнуться с судебными исками и многомиллионными штрафами.
Договоры с инвесторами: как избежать ловушек и защитить свои интересы
Привлечение инвестиций – важный этап в развитии любого игрового проекта. Но эйфория от получения финансирования может быстро смениться разочарованием, если не уделить должного внимания юридическим аспектам. Договор с инвестором —это не просто формальность, а документ, который определяет ваше будущее и будущее вашего проекта.
Распространенные ошибки и как их избежать
- Договоренности на словах.
Одна из самых частых и опасных ошибок – договориться с инвестором на словах, обсудить основные условия за чашкой кофе, а потом передать юристам задачу по оформлению договора. Так делать категорически нельзя.
Почему? Юристы — не телепаты. Они не знают, о чем конкретно вы договорились с инвестором. Они не присутствовали при ваших разговорах, не знают нюансов и не понимают, что для вас действительно важно. В результате, в договоре могут появиться пункты, которые не соответствуют изначальным договоренностям или, что еще хуже, содержат подводные камни, которые могут обернуться против вас в будущем.
Как правильно? Юрист должен быть участником переговорного процесса с самого начала. Он поможет правильно сформулировать требования, оценить предложения инвестора с юридической точки зрения, выявить потенциальные риски и предложить оптимальные формулировки договора.
- Не читать договор (или читать невнимательно).
«Мне юрист сказал, что все нормально», «Там 30 страниц, я ничего не понимаю», «Я доверяю инвестору» — типичные оправдания тех, кто не читает договоры. Это грубейшая ошибка.
Почему? Подписывая договор, вы соглашаетесь со всеми его условиями. Даже если вы их не понимаете. Даже если они вам не нравятся. Даже если они противоречат вашим интересам. Потом доказать, что вы не знали, не поняли, не имели в виду, будет практически невозможно.
Как правильно? Внимательно читайте договор сами. Каждый пункт. Каждое слово. Если что-то непонятно —задавайте вопросы юристу. Не стесняйтесь показаться глупым или надоедливым. Речь идет о вашем будущем. Юрист обязан объяснить все нюансы договора простым и понятным языком.
- Игнорировать красные флаги
Даже если вы не юрист, есть определенные красные флаги, на которые стоит обратить особое внимание при чтении договора с инвестором:
- Условия выхода из проекта. Как вы можете выйти из проекта? Как инвестор может выйти из проекта? Какие при этом предусмотрены выплаты, компенсации, передача прав?
- Распределение прав на интеллектуальную собственность. Кому принадлежат права на игру (код, дизайн, сценарий и т.д.)? Как эти права распределяются между вами и инвестором? Может ли инвестор использовать игру без вашего согласия?
- Ответственность. За что вы несете ответственность? За что несет ответственность инвестор? Какие предусмотрены штрафы, санкции, неустойки?
- Условия принятия решений. Как принимаются решения, касающиеся развития проекта? У кого решающий голос?
- Смена руководства. Есть ли в договоре пункты, позволяющие инвестору сместить вас с должности руководителя проекта? На каких основаниях?
Особое внимание стоит обратить на пункты, которые кажутся мелочью. Например, в договоре может быть прописано, что вас могут снять с должности генерального директора за любое административное правонарушение, то есть даже за штраф за неправильную парковку, оформленный на компанию!
- Слепое доверие инвестору
«Это же солидный инвестор, он не будет обманывать», «Мы же друзья» — такие мысли могут привести к печальным последствиям. Доверие —это хорошо, но в бизнесе (а привлечение инвестиций —это уже бизнес) нужно полагаться не только на доверие, но и на юридически грамотно оформленные документы.
Как правильно? Даже если вы полностью доверяете инвестору, внимательно читайте договор и привлекайте к его анализу своего юриста. Помните: инвестор (даже самый доброжелательный) в первую очередь защищает свои интересы, а не ваши.
- Инвестор не требует оформления прав Если инвестор, вкладывающий в ваш проект деньги, не настаивает на юридическом оформлении прав на интеллектуальную собственность (код, дизайн, бренд), это должно вызвать серьезные подозрения. Добросовестный инвестор всегда заинтересован в защите своих вложений, а интеллектуальная собственность —это ключевой актив игрового проекта. Отсутствие требования об оформлении прав может свидетельствовать либо о некомпетентности инвестора, либо о его недобросовестных намерениях.
Совместная разработка: как оформить отношения с коллегами?
Даже если вы делаете игру с друзьями, стоит подстраховаться. Особенно если вы планируете на этом зарабатывать.
До начала получения дохода
Соавторский договор: если вы пишете код вместе. Определите, как будете распределять доходы и права.
Договор подряда: если один разработчик заказывает код у другого.
После появления дохода / привлечения инвестиций:
Инвестор, скорее всего, сам принесет договор, регулирующий ваши отношения.
Если вы нанимаете команду (самозанятых или сотрудников), нужны договоры с каждым, включающие условия о конфиденциальности и передаче прав.
Для сотрудников по трудовому договору нужен еще и комплект документов на служебное произведение.
Коммерческая тайна и NDA. Если вы хотите защитить не только код, но и секретики (методы, концепции, планы), нужно соглашение о неразглашении (NDA) или (для сотрудников) введение режима коммерческой тайны.
NDA при увольнении сотрудника или окончании действия договора действует тот срок, который в нем прописан.
Как обезопасить себя, если используешь чужие ассеты
Если вы используете чужие модельки, музыку, фоны —вы всегда рискуете. Но риски можно минимизировать.
- Читайте лицензии! Даже если контент бесплатный, в лицензии могут быть ограничения.
- Фотографии. Сейчас это горячая тема. Фотографы (и компании, выкупающие права) активно судятся за нарушения.
- Музыка. Если ваша игра станет популярной, к вам придут правообладатели. Покупайте лицензию, соответствующую масштабу использования.
- Если вы нашли ассеты, выложенные без согласия автора, то использовать их нельзя. Если автор не передал права, он остается правообладателем.
Что такое исключительное право и как оно работает?
Важно различать авторское право и исключительное право.
- Авторское право — неотчуждаемо. Вы не можете купить право называться автором «Евгения Онегина».
- Исключительное право — дает право использовать произведение (воспроизводить, распространять, изменять). Вот его можно передавать (отчуждать).
- Срок действия — исключительное право действует в течение жизни автора + 70 лет после его смерти (для юр.лиц — 70 лет с момента обнародования). Потом произведение становится общественным достоянием.
- Концепции, идеи, алгоритмы авторским правом не защищаются. Можно сделать похожую на тетрис игру, главное – не называть ее «Тетрис».
Главное, что нужно запомнить
- Подходите к вопросу оформления прав и отношений ответственно, в зависимости от уровня ваших амбиций и вкладывания денег.
- Читайте и вникайте в любые документы, под которыми ставите свою подпись.
- По возможности, привлекайте к переговорам юриста.
- При появлении вопросов лучше проконсультироваться со специалистом.
Чек-лист
- Определитесь с целями: игра для души или коммерческий проект.
- Изучите лицензии: если используете чужой код, музыку, изображения – читайте условия использования!
- Появились деньги – к юристу! Донаты? Пора задуматься о юридической стороне вопроса.
- Работаете в команде? Оформите соавторский договор, договор подряда или трудовые отношения + документы на служебное произведение.
- Привлекаете инвестиции? Внимательно читайте договор!
- NDA —полезный инструмент для защиты конфиденциальной информации.
- Помните про разницу между авторским и исключительным правом.
- Концепции и идеи авторским правом не охраняются.
- Если вы берете что-то чужое, читайте лицензионное соглашение, условия использования.
Заключение
Юридические аспекты разработки игр могут показаться сложными и пугающими. Но, как показывает опыт, лучше разобраться в этих вопросах заранее, чем столкнуться с проблемами потом.
Хотите узнать больше? Слушайте полный выпуск подкаста «+100 монет»
Часто задаваемые вопросы
Нет, авторское право возникает автоматически при создании кода. Добровольная регистрация в Роспатенте (или использование Git) полезна как доказательство вашего авторства и даты создания в случае споров.
Лицензия – это правила использования чужого кода. MIT (разрешительная) дает свободу, GPL (ограничительная/copyleft) требует открывать весь ваш код. Проверять критически важно, чтобы не нарушить условия, не получить иск или не быть вынужденным открыть свой проект (из-за GPL).
Основные моменты: как только появляются деньги (любые, включая донаты), при привлечении инвестиций, или при работе в команде (оформление прав и отношений).
Главный риск – судебные иски за нарушение авторских прав с большими штрафами (особенно за фото). Избежать: создавать самому или использовать только ассеты с четкой, подходящей лицензией (купленной или свободной типа CC), внимательно читая условия. Нельзя брать "просто из интернета".
Внимательно читайте сами, привлекайте своего юриста. Ключевые пункты: права на интеллектуальную собственность (IP), условия выхода из проекта, распределение контроля и прибыли, ответственность. Не полагайтесь на устные обещания.
Используйте правильные договоры: соавторский (для партнеров), подряда (ГПХ) с передачей прав (для фрилансеров), трудовой + документы на служебное произведение (для штатных сотрудников). Это нужно, чтобы четко определить, кому принадлежат права на игру и как делятся доходы.